Сайт города Кирова

Новости Кирова

Актеры
Архитекторы
Вятские певцы и музыканты
Вятские просветители
Писатели
Спортсмены
Ученые
Художники

Просмотров: 7123
Родился: 15 (26) января 1787
г. Санкт-Петербург

Некоторые факты из биографии А. Л. Витберга

Выдающийся русский архитектор А. Л. Витберг родился 15 января 1787 года в городе Санкт-Петербурге. Он был выходцем из шведской семьи, его отец Лоренц являлся типичным шведским бюргером, который вместе со своей женой переехал на постоянное место жительства в Россию в 1779 году. Приехала жить молодая шведская семья в город Санкт-Петербург, спустя несколько лет на свет появился их сын Карл Магнус Витберг, ставший в будущем выдающимся русским архитектором. Отец Витберга работал в Петербурге учителем в школе лейб-гвардии Преображенского полка.

Юный Карл Витберг изначально получал образование в Горном корпусе, а позднее, в 1802 году, он поступил в Петербургскую Академию художеств, в класс исторической живописи к известному в то время художнику Г. И. Угрюмову. В Академии художеств Карл Витберг сразу же проявил свою яркую индивидуальность, его не увлекало копирование картин, как это делали другие студенты, он предпочитал выполнять эскизы с натуры. За время учебы в Академии Витбергом были завоеваны все главные золотые и серебряные награды. По окончанию Петербургской Академии художеств, одаренный молодой специалист Витберг остался там работать «пансионером для вояжирования», а спустя два года, в 1809 году, Карл Витберг был назначен на должность помощника профессора Г. И. Угрюмова, где они совместно проводили обучение студентов в натурном классе.

Несмотря на то, что у Карля Витберга были шведские корни, он являлся настоящим русским патриотом, с русским духом и характером. Он полагал, что ни один архитектор не смог бы создать памятник, отражающий тот уровень высоты, на котором для него находилась Россия, Витберг поистине гордился страной, в которой жил. По его мнению, ни один иностранный мастер не смог бы создать русское народное произведение искусства.

С большим уважением Карл Витберг относился и к религии, несмотря на то, что его родители по вероисповеданию являлись протестантами. Перед закладкой храма Христа Спасителя Витберг переходит в православие и принимает имя Александр в честь российского императора, демонстрируя тем самым свое позитивное отношение к власти того времени.

Александр Витберг обладал самыми прекрасными человеческими качествами, он был очень ответственным и целеустремленным, если он ставил для себя какую-то цель, то шел к ней до конца и никогда не сдавался. Так, для того чтобы глубоко и основательно изучить московскую архитектуру, Витберг оставляет работу в Петербургской Академии и отправляется в Москву.

Как в Петербурге, так и в Москве судьба связывает Витберга с членами масонских лож, хотя, конечно, его жизнь не ограничивалась исключительно масонским влиянием. Он являлся также членом литературных кружков Петербурга, был знаком с самыми известными архитекторами и литераторами того времени, такими как Г. Р. Державин, Н. А. Львов, а благодаря А. Ф. Лабзину, Александр Витеберг познакомился со своей супругой Елизаветой Артемьевой. Безусловно, время, проведенное А. Витебергом в Москве, не прошло бесследно и оказало сильное влияние на его мировоззрение. Знакомство с Н. И. Новиковым во многом определило создание Витбергом проекта храма Христа Спасителя. В Москве формировались также и философские взгляды выдающегося русского архитектора. Таким образом, под влиянием сложившихся обстоятельств и личных знакомств Александра Витберга, формируются главные черты его индивидуальности, благодаря которым и происходит подлинное раскрытие таланта русского зодчего, в частности, на территории Вятской губернии.

Ссылка А. Л. Витберга в Вятку

Пожалуй, более всего сегодня известно об Александре Витберге как о талантливом архитекторе, в связи с его пребыванием на Вятской земле. До ссылки в Вятку самой грандиозной его архитектурной работой стало возведение храма Христа Спасителя в честь ознаменования победы русских в Отечественной войне 1812 года. По сути, с этим проектом была связана вся жизнь архитектора в первой четверти XIX века. Работа была грандиозной и имела огромное значение для всего русского общества того времени.

Являясь талантливым архитектором и художником, Витеберг был в то же время слабым организатором и не умел подбирать достойных для строительства кадров. В ходе строительства храма Христа Спасителя нечестность и корысть подрядчиков, придворные интриги, а также неудачное стечение обстоятельств привели к тому, что в 1835 году А. Витберг был сослан в Вятку.

Следует отметить, что вплоть до начала XIX века облик Вятки в целом выглядел достаточно скромно и невзрачно. Это был типичный серый провинциальный город с низким уровнем благоустройства.

Итак, в октябре 1835 года архитектор А. Л. Витберг прибыл в Вятку. Еще до его прибытия Вятский губернатор был предупрежден о его «пороках», поэтому допуск Витберга к занятиям государственной деятельностью был строго запрещен, даже на уровне небольшого провинциального городка. Таким образом, архитектор Витберг был обречен на жалкое существование и жизнь в уединении.

Сложность для Витберга состояла еще и в том, что в ссылку он приехал без своей семьи, успев собрать лишь некоторые важные бумаги. До прибытия в Вятку он не только пережил творческое фиаско, но и потерял двух самых близких ему людей — отца и жену. За несколько месяцев до ссылки он во второй раз женился, но теплые воспоминания о своей первой жене его не покидали долгие годы.

В то время в Вятской ссылке находился и известный революционер того времени А. И. Герцен, который отмечал невероятно трудное материальное положение А. Л. Витберга. Герцен говорил о нем так: «Он унижен, очернен, обременен большим семейством, он беден». По мере своих возможностей, А. И. Герцен всячески пытался поддержать своего товарища, для начала он помог Витбергу найти жилье на улице Казанской, где они проживали вместе до тех пор, пока Герцен не покинул ссыльный город. Кроме того, он оказывал Витебергу и материальную помощь. Так, они стали настоящими друзьями и единомышленниками. Витберг делился с Герценом своими размышлениями о жизни, вере и развитии творческого потенциала. Кстати, их переписка длилась и после отъезда Герцена из ссылки.

После отъезда из Вятки Герцена, Витберг еще не раз менял свое место жительства, он жил в доме Жмакиной на улице Спасской, затем в доме Ласкина-Аршаулова на улице Владимирской. Но все же, несмотря на финансовые трудности и бытовую неустроенность, А. Л. Витберг находил в себе силы для внесения разнообразия в свою жизнь и придание ей особого смысла.

На Вятке, кроме своего друга А. И. Герцена, Александр Витберг общался с Вятским художником Д. М. Чарушиным, с которым они познакомились во время выставки изделий местных мастеров. Тогда Чарушин представил на этой выставке свой автопортрет, выполненный весьма профессионально, после чего этот молодой художник был рекомендован под руководство Витберга. С тех пор, художник Д. М. Чарушин был частым гостем в доме своего учителя Витберга. Общение с творческой личностью и даже его обучение вскоре придало Витбергу сил и он вновь почувствовал свою сопричастность к искусству. О положительных качествах личности Александра Витберга говорит и тот факт, что даже после своего отъезда из Вятки, он не прекратил общения с художником Д. М. Чарушиным. Кстати, именно Витберг способствовал его зачислению в студенты Петербургской Академии искусств. Безусловно, А. Витберг был не только талантливым педагогом и наставником, но и мудрым и весьма разносторонним человеком.

Архитектурное наследие зодчего А. Витберга на Вятке

С пребыванием архитектора Витберга в Вятке, облик провинциального города заметно преобразился.

Самым первым преобразованием Витберга стал любимый сегодня для жителей города Кирова «Александровский сад». Свое название он получил в честь императора Александра I, которого весьма уважал и сам архитектор Витберг.

Безусловно, талантливейший архитектор Александр Витберг стал знаковой фигурой в Вятке, после себя он оставил не только ценнейшее архитектурное наследство, но и оказал существенное влияние на духовную жизнь города и его жителей.

В 1836 году Вятский губернатор К. Я. Тюфяев, с целью строительства и благоустройства, предложил архитекторам А. Л. Витбергу и А. Е. Тимофееву выполнить проект ограды и портала для Александровского сада. Это было что-то вроде творческого конкурса, только без премий. По готовности, эти проекты были направлены на рассмотрение в министерство внутренних дел, где лучшим был признан проект А. Л. Витберга. Так, постепенно приступили к строительству ограды и портала Александровского сада в духе классицизма по проекту А. Витберга.

Другим значимым архитектурным сооружением А. Л. Витберга на Вятке стал Александро-Невский собор, один из известнейших соборов в России. Любопытна и история его создания. После посещения Вятки императором Александром I, глава города Иван Машковцев выдвинул предложение о том, чтобы увековечить это событие в виде храма. Вскоре начали собирать и средства на строительство нового храма. Изначально Александро-Невский собор хотели воздвигнуть на берегу реки Вятки, но затем городское общество выдвинуло предложение о постройке нового храма посреди площади.

К тому времени Александр Витберг находился в Вятке уже третий год. Как человек искренне любящий свое дело, он продолжал свое творчество в виде многочисленных набросков и эскизов. Один из его карандашных эскизов собора был представлен Вятской общественности главой города Аршауловым. Конечно же, созданный архитектором Витбергом эскиз храма, вызвал непередаваемый восторг. Так, было выдвинуто решение о постройке Александро-Невского собора по проекту Витберга.

За всю творческую деятельность А. Л. Витберга, сооружение Александро-Невского собора являлся вторым его крупным проектом, сюда он вложил ничуть не меньше любви, чем в проект храма Христа Спасителя. Работа над проектом Александро-Невского собора являлась для архитектора настоящим вдохновением, это было, наверное, самым счастливым временем для архитектора за время его пребывания на Вятке. Переполненный радостью, он неоднократно в переписке с А. И. Герценым обсуждал разные варианты фасадов, а также способы постройки.

Торжественная закладка Александро-Невского собора на Вятке произошла 30 августа 1839 года. Этому событию радовались не только жители провинциального города, но и сам архитектор. Начало строительства собора контролировал сам А. Л. Витберг, но уже 15 октября 1839 года он получил официальное разрешение на возвращение из ссылки, а потому уже в 1840 году Александр Витберг принял решение покинуть Вятку. И даже находясь за пределами провинциальной жизни, он продолжал следить за тем, как ведутся строительные работы, а также изготовлял шаблоны для лепных работ и внутреннего декора Александро-Невского храма.

Проект этого храма был выполнен архитектором Витбергом в непривычном для глаза провинциального жителя стиле, который сам зодчий называл «египто-византо-готик», это именно он пришел на смену строгому классицизму. Исследователи отмечают, что Александро-Невский собор в Вятке не имел аналогов в русском зодчестве. Но при всем этом интерес представляют не только необычные формы и размеры собора, как архитектурное сооружение оно несло в себе глубокую символику и духовные идеи, что, в принципе, являлось характерным штрихом для архитектурного творчества Александра Витберга. Даже в одном из своих писем А. И. Герцену он писал о том, что в новом храме все должно одухотвориться. Вскоре, Александро-Невский собор, построенный по проекту А. Л. Витберга принес известность Вятской губернии во всей стране, с его появлением повысился и уровень духовной зрелости жителей Вятки. К сожалению, по причине долгого сбора средств, строительные работы затянулись на 25 лет, впервые собор был освящен лишь 8 октября 1864 года, а его автор так и не увидел реального воплощения своего замысла. Скончался великий архитектор Александр Витберг 12 января 1855 года в своем родном городе Санкт-Петербурге.

Творческая деятельность архитектора Витберга не ограничивается созданием проектов решетки и портала Александровского сада и проекта Александро-Невского собора. А. Л. Витберг стал также и создателем проекта Вятской Публичной библиотеки. После того, как проект, предложенный архитектором Витбергом, был одобрен, начали собирать средства на строительство нового здания библиотеки. Городской губернатор А. А. Корнилов высказал пожелание о том, чтобы здание Публичной библиотеки стало украшением города, он по-настоящему заинтересовался новой постройкой, но, вскоре, его перевели в другую губернию. К тому же, темпам строительства препятствовали и финансовые трудности, ведь сбор средств шел медленно. Позднее для Публичной библиотеки выделили другое здание, поэтому воплощать проект здания библиотеки, предложенный Витебергом, не было необходимости. Так, со временем этот проект и вовсе был утрачен, сохранилась лишь его копия, которая хранится в Санкт-Петербургском архиве.

И хотя проект Публичной библиотеки, предложенный А. Л. Витбергом, не был воплощен в реальность, он сыграл важную роль в жизни города Вятка и его жителей. Уже сама идея открытия первой Публичной библиотеки в Вятке стала свидетельством формирования здесь собственного культурного центра и появления первой провинциальной интеллигенции. Во многом толчком такому культурному оживлению послужило пребывание в ссылке таких талантливых и образованных людей, как А. И. Герцен и А. Л. Витберг. Их заслуги по достоинству были оценены современниками и, конечно же, их потомками, а часть архитектурного наследия Александра Витберга и по сей день преображает наш город.

Дом Витберга



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение