Сайт города Кирова

Новости Кирова

Актеры
Архитекторы
Вятские певцы и музыканты
Вятские просветители
Писатели
Спортсмены
Ученые
Художники

Просмотров: 2824
Родился: 7 октября 1839 года
село Лекомское Слободского уезда Вятской губернии

Некоторые факты из биографии Николая Николаевича Блинова

Талантливый и деятельный просветитель Николай Николаевич Блинов появился на свет 7 октября 1839 года в селе Лекомское Слободского уезда Вятской губернии. Он получил образование в Вятской духовной семинарии и получил сан священника. Так началась его плодотворная духовная, общественная, просветительская и педагогическая деятельность в самых разных глубинках Вятской губернии. Это был разносторонне развитый человек, его научные интересы охватывали области образования, истории, этнографии, литературы и даже статистики.

Еще в 1861 году, являясь церковным служителем, Николай Блинов начинает краеведческую и этнографическую работу в селе Карсовай, расположенном в Глазовском уезде. Здесь он усердно изучает повседневную жизнь и особенности быта местного населения, а также открывает первую сельскую школу. Н. Н. Блинов прекрасно понимал все трудности, с которыми приходилось сталкиваться представителям этнических меньшинств, проживающих на территории Вятской губернии. Живя в мире предрассудков и суеверий, местные жители удмуртских деревень легко могли быть введены в заблуждение, поэтому необходимо было проводить серьезную работу по устранению всякого рода суеверий.

Николай Блинов являлся невероятно наблюдательным человеком. Созданные им этнографические работы являлись результатом его внимательных и очень тонких наблюдений за повседневностью удмуртских крестьян. Именно в этом кроется секрет его всесторонних и объективных этнографических повествований. Будучи весьма проницательным человеком, он отмечал, что крестьяне-удмурты Глазовского уезда живут намного беднее, чем удмурты южных уездов Вятской губернии, но в то же время «гораздо лучше большинства пермяков» и «богаче, чем русские около города Вятки».

В те времена в литературе зачастую можно было встретить негативные стереотипы в отношении представителей удмуртского этноса, их характеризовали как глупых, нелюдимых и скупых людей. Сам же Николай Блинов считал все подобные мнения несправедливыми в отношении удмуртов и он всячески пытался выступать в их защиту. Он говорил, что «на вотяков насказано очень много недоброго», на самом же деле, только одно их трудолюбие чего стоит. Сам он в своих исследовательских работах пытался представить наиболее объективную характеристику данного народа. Так, Н. Н. Блинов подробно рассматривает исторические, культурные и статистико-демографические сведения об удмуртском этносе, их религиозные представления, этнопсихологические особенности, народные знания, хозяйственную деятельность, а также традиционные формы их жизнедеятельности.

В период с 1864 по 1868 годы Николай Блинов активно занимается изучением миграционной статистики народонаселения. Результаты своих наблюдений он публикует в виде статей, которые были помещены в известное издание того времени — «Вятские губернские ведомости». Большинство его публикаций получили весьма положительные отзывы и рецензии различных видных ученых. Вскоре, в 1866 году, за серьезные и глубокие этнографические исследования Николай Блинов был утвержден в члены Русского географического общества, а за предоставленные материалы о селе Красовай и его жителях он был награжден бронзовой медалью.

В 1872 году Николай Николаевич Блинов представлял Вятскую губернию на Первом Всероссийском съезде народных учителей. Но возвратившись домой, он оказывается в кругу неблагонадежных лиц, таким образом, вся его плодотворная деятельность подвергается резкой критике со стороны представителей православной церкви, а также губернской администрации. В связи со сложившимися обстоятельствами, Николай Блинов был переведен в село Лекму Слободского уезда, а вскоре он и вовсе был отстранен от преподавательской деятельности.

Поскольку со временем гонения властей лишь усиливались, Н. Н. Блинов отдает предпочтение более спокойному месту работы и устраивается делопроизводителем санитарной комиссии земского статического бюро. Данное бюро занималось в то время изучением экономики Вятской губернии, а также материально-бытового благосостояния населения. За период пребывания в должности делопроизводителя, Николай Блинов во многом содействовал становлению в Вятской губернии статистической науки, особенно его внимание привлекали медицина, демография и, конечно же, образование. Со временем он становится Действительным членом статистических комиссий не только в Вятской, но и в Нижегородской губерниях. Во время Третьего съезда земских врачей губернии Николай Блинов выступает с подробным анализом собранного им материала по состоянию заболеваний и смертности.

Когда в России началась борьба с народническим движением, по распоряжению властей стали арестовывать всех подозрительных людей. Арест грозил и Николаю Блинову, изначально его дом подвергся обыску, а затем он был выслан из Вятки. Так, Николай Блинов оказывается в Петербурге, где по своему собственному желанию, становится вольнослушателем юридического факультета Петербургского университета. Здесь, в северной столице, он вскоре сближается с известными писателями-либералами, в частности, он знакомится с М. Е. Салтыковым-Щедриным. Петербургская интеллигенция сыграла важную роль в его литературной судьбе, так под псевдонимом «Боримир Николаич» Николай Блинов опубликовал свою книгу «Страдания Иисуса Христа» в 1878 году. Но, к сожалению, почти весь тираж этой книги был изъят и уничтожен, поскольку синод усмотрел в ней дух рационализма, а, кроме того, пропаганду социалистического учения. Но такая активная светская деятельность была негативно встречена и в Петербурге, по распоряжению Синода Николай Блинов возвращается вновь в Вятскую губернию, где занимает должность сверхштатного иерея в Сарапульском Вознесенском соборе.

В городе Сарапуле Николай Блинов провел целых 15 лет своей жизни. Здесь он занимался писательской работой и краеведческими исследованиями, а также принимал самое активное участие в культурной жизни города. По началу здесь ему предлагают должность попечителя городской библиотеки, а позднее он становится одним из активных инициаторов создания земского музея. Кроме того, Н. Н. Блинов являлся организатором учебного процесса в начальной школе, следит за работой детского приюта и заботиться о своевременном проведении профилактических вакцинаций городскому населению. Именно здесь в Сарапуле он пишет свои первые детские книги в виде хрестоматий, создает новые художественные произведения, а также несколько популярных брошюр о повседневных буднях крестьянского населения. Он подробно исследовал историю возникновения города Сарапула, начиная с XVI века, рассмотрев при этом такие важные аспекты, как уровень культуры местного населения, особенности просвещения и медицины.

Безусловно, Николай Блинов являлся смелой творческой личностью, который мог на страницах своих произведений рассказать о борьбе невежества и знания, о появлении школы, которая кардинальным образом изменила образ мыслей жителей деревни и их духовный склад ума. Именно по причине этой предельной откровенности, в 1895 году на Николая Блинова снова начинаются гонения, все более частыми стали доносы на него. Таким образом, вскоре его выслали из Сарапула и сослали в глухой и отдаленный край Вятской губернии на поднадзорный режим. Спустя три года Николаю Блинову позволили переехать в уездный город Орлов Вятской губернии, а возвращение его в город Сарапул произошло лишь в 1906 году. В то время он занимал должность заштатного протоиерея и был членом Совета Вознесенского братства или, иначе говоря, миссионерского общества при кафедральном соборе, в ведении которого находились свои церковные школы.

Педагогическая деятельность Николая Николаевича Блинова

Занятия Н. Н. Блинова, связанные с активной педагогической деятельностью, начались в 1863 году. В процессе обучения он активно использовал в качестве учебных иллюстраций различные наглядности, это могли быть иллюстрации, репродукции или географические карты. В самой первой его школе обучалось 50 учеников, двадцать девочек и тридцать мальчиков. В школе имелась своя библиотека. Помимо учебной деятельности, школьники также занимались садовыми работами, учились ухаживать за цветами и деревьями, сажать овощи и, таким образом, на практике знакомились с основами ботаники и агрономии. Кроме того, в школе дети занимались физической культурой и ручным трудом, мальчики учились шить сапоги, а девочки вязать на спицах или крючком.

Огромной заслугой Н. Н. Блинова стало создание первой удмуртской азбуки под названием «Лыдзон» или по-русски «Чтение». Пройдя через различные цензурные и рецензионные комитеты, эта азбука была одобрена специалистами и рекомендована к печати. Ее автору была выдана сумма в размере сорока рублей, но после издания необходимо было предоставить сто экземпляров книги в распоряжение комитета. Издавалось учебное пособие «Лыдзон. Азбука для вотских детей» в Вятской губернской типографии в 1867 году. Та, появление на свет первой азбуки на удмуртском языке, сыграло важную роль в просвещении удмуртского народа, проживавшего в то время на территории Вятской губернии. Кстати, цена данного учебного пособия была невелика и составляла всего 10 копеек.

Что же представляла собой эта азбука? В ее основе был заложен звуковой метод обучения посредством слогов с использованием наглядности. Изначально учащиеся знакомились с буквами и их звуками, многократно повторяли для выработки четкого произношения, а также угадывали звук в различных словах и черчении знака. Затем постепенно переходили к чтению более сложных слов, которые соединялись в небольшой текст. Как только такие тексты были усвоены, ученики приступали к чтению небольших художественных произведений для детей. Подобные рассказы оказывали на детей положительное эмоциональное влияние, они включали не только элементы дидактики, но и содержали поучения воспитательного характера. Создавая свою азбуку, Николай Блинов учитывал психологические особенности детей конкретного возраста. Он пытался включить такие тексты для чтения, которые бы были интересны по содержанию, легко читались и запоминались. Кроме того, данный учебник включал одиннадцать молитв на русском и удмуртском языках, что было просто необходимо для религиозного воспитания учащихся.

Не обошел мимо Николай Блинов и методы обучения арифметике, которая, по его мнению, имеет важное развивающее значение. Он полагал, что сначала ученикам было необходимо научиться считать в пределах десяти, при этом считать в уме или с помощью наглядности, например, счетных палочек. Весь курс обучения арифметике Николай Блинов делил на три этапа: счет от одного до ста, счет от ста и свыше, исчисление дробями.

Главный педагогический девиз просветителя Н. Н. Блинова был таким: «Положительное знание само по себе без внутреннего отношения его к общей образовательной цели не только бесполезно, но и вредно, как лишнее бремя». Главной целью любой образовательной системы должно было стать умственно-нравственное развитие детей.

Известный русский педагог того времени Н. Ф. Бунаков высоко оценил созданные Н. Н. Блиновым учебное пособие и назвал его «ценным вкладом в педагогическую литературу». Московский комитет грамотности также дал высокую оценку книге Н. Н. Блинова под названием «Ученье — свет...», она была признана самым полезным руководством для учителей начальной школы.

Отдельный интерес представляют идеи Николая Блинова о роли просвещения в государственной системе: «... какие бы мы ни взяли учреждения, всюду нужны люди не грамотные только, а действительно образованные. Равно образование необходимо для каждого купца, промышленника, землевладельца». В этом высказывании Николая Блинова четко прослеживается мысль о том, что народ необходимо просвещать, а для этого нужно создать больше новых школ.

Скончался Николай Николаевич Блинов 31 декабря 1917 года в городе Сарапуле. Незадолго до своей смерти он все еще продолжал заниматься изучением проблем этнографии, истории, экономики и статистики. На самом деле, до сих пор в биографии Н. Н. Блинова существует достаточно большое количество неизученных страниц и даже загадок. Возможно, некоторые написанные им произведения так и остались не найденными, тем не менее, его вклад в различные сферы науки, образования и культуры удмуртского народа трудно переоценить. Сегодня Николай Блинов является почетным гражданином города Сарапула и здесь в честь него названа одна из улиц.



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение