Сайт города Кирова
Просмотров: 2456

Русская красавица береза не только способна пленить сердце каждого своей неописуемой прелестью, она как будто сотворена для пользы русского человека, живущего в суровых климатических условиях. Издавна люди собирали березовые почки для приготовления лечебных настоек и чая, а в русской бане парились березовыми вениками, получая целебную дозу природной ароматерапии. Русские мастера применяли бересту для изготовления различных поделок. Живительными свойствами обладает и березовый сок.

Любимым поделочным материалом мастеров во все времена являлась береста. Изготовлением берестяных изделий занимались умельцы во многих регионах России, но творчество вятских мастеров имело свою специфическую особенность. Основными произведениями вятских мастеров стали лапти, различные плетенки, короба, пестери, корзины и другие полезные бытовые изделия.

Но особого внимания конечно же заслуживает вятский берестяной бурак, который стал целым произведением искусства. Он украшался прорезными узорами, росписью и тиснением. До сих пор кировские мастера занимаются изготовлением этого самобытного вятского изделия. Сегодня их изделия представляют собой в основном небольших размеров бураки и овальной формы берестяные коробочки и шкатулочки с веселыми потешными рисунками, вятскими частушками, байками и прибаутками. Разве не приятно прочитать какую-нибудь знакомую бабушкину присказку, от которой улыбка не сходит с лица? Таким образом, современные изделия из бересты это не только красивая и функциональная вещь, но и своеобразный носитель русской фольклорной культуры.

бурачный промысел

Итак, одним из наиболее доступных материалов, используемых в народном прикладном творчестве, являлась береста. Но сам берестяной промысел стал известен значительно раньше, еще со времен Новгородской Руси. Издавна на русской земле занимались изготовлением берестяных бураков различных размеров, большим спросом они пользовались в крестьянских хозяйствах. Это была идеальная посуда для хранения самых разных продуктов, в частности, сыпучих продуктов, масла, а также молока и воды. Сверху бурак всегда закрывался крышкой.

В украшении берестяных бураков мастера использовали роспись, тиснение или же прорезные узоры. Для вятских бураков был характерен особенный, несколько грубоватый стиль росписи, который сочетал в себе красный, синий, желтый и зеленый тона. Местные мастера использовали в качестве сюжетов миниатюрные растительные мотивы: цветы, бутоны, листья, а также целые цветочные композиции, представляющие собой гирлянды и букеты. Такие бураки были, как правило, расписаны масляными красками с белильными разживками.

Среди всех существующих на Руси видов берестяных бураков, вятские бураки отличались разнообразием бурачной росписи. В основном, бураки на Вятке изготавливали двумя способами – сшивным и выворотным.

Что представлял собой выворотный бурак? Размером такой бурак был со стакан. Для его изготовления использовали кору ровного березового дерева, при обработке которой получался сколотень или, как называли его мастера, «берестяной чулок». Заготовляли таких «берестяных чулков» сразу большое количество, иногда дополнительно их даже закупали в деревнях у крестьян. Дно и крышку бурачка изготавливали из массива крупнолистой сосны. «Замок» или, иначе говоря, низ бурачка делали из бересты. Для сшивания бурачка использовали небольшие вицы ивового дерева, а также сосновые корни, длиной 1,5 – 2 метра.

Когда все необходимые материалы были готовы, начинался сам процесс изготовления бурачка. При этом один сколотень вставляли в другой. Снаружи он имел шов примерно 3 см, внутренний же сколотень не имел шва. Затем мастер опускал конец сколотня в горшок с кипятком, чтобы распарить бересту и загнуть ее внутренней частью наружу, образовав при этом бортик. Точно по такому же принципу выполнялся и низ бурачка. Его ручка изготавливалась из соснового массива, связывалась в желаемой форме и сушилась. Затем выставлялись заранее подготовленные дно и крышка. Для того, чтобы они исключали протекание жидкости, содержащейся в бурачке, обычно их делали несколько больше нужного размера. Затем вновь опускали бурачок в кипяток, а донышко вставляли горизонтально, направляя его сверху вниз. Точно также обстояло дело и с крышкой. Когда смоченная береста высыхала, она зажимала деревянные детали, таким образом, бурачок был готов к использованию. Такой выворотный бурачок полностью исключал пропускание жидкости.

Так изготавливался берестяной бурак в старые добрые времена. Но наступило время, когда бурачное производство, казалось, было совсем забыто и утрачено. Его возрождение на Вятской земле началось в 1970-х годах. Именно в то время берестяные бурачки вновь появились на прилавках магазинов как удобная и практичная тара для сыпучих продуктов. И не только, берестяной бурачок всегда был украшением любой кухни. Выполнены те бурачки были в соответствии с Вятской традицией, а именно – с элементами росписи и тиснением. Конечно, это были уже далеко не древнерусские бурачки, выполненные по оригинальной мастерской технике. В 1970-х годах вятские бурачки изготавливались уже из сшивной, пластовой бересты, их производством занималось Кировское производственное объединение «Умелец». В то время главным художником на этом предприятии работала Евгения Александровна Окишева. Она существенно разнообразила тематику украшения вятских бурачков и разработала новые сюжеты для тиснения на тему «Пословицы и поговорки». Некоторое время спустя, другой вятский мастер, Валерий Иванович Сергеев, начал изготовление бурачков с изображением архитектурных достопримечательностей и исторически памятных мест города Кирова. В результате общих усилий кировских мастеров и художников бурачный промысел в Кировской области удалось возродить. Сегодня он, как и в старину, имеет своих почитателей и преемников.

В настоящее время лидирующим предприятием по производству берестянык бураков является Кировское предприятие «Вятские промыслы». Главной целью для всех сотрудников этого предприятия является сохранение, возрождение и развитие бурачного дела. Здесь все желающие смогут приобрести бураки разных форм и размеров, с изображением самых разных сюжетов. Это могут быть сцены из жизни крестьян, старинные церкви, панорамы древнерусских городов и многое другое. Радует то, что изделия предприятия «Вятские промыслы» пользуются на сегодняшний день устойчивым потребительским спросом не только у жителей города Кирова и Кировской области, но и у гостей из других городов.

Бурачные традиции продолжают свою жизнь в прикладном творчестве отдельных мастеров. Так, мастер из Кирова Светлана Александровна Казакова, занимается изготовлением изделий из бересты с 1993 года. Ее изделия настолько хороши и качественны, что в 1998 году Кировское производственное объединение «Умелец» приобрело у ней семь образцов берестяных моделей с целью массового производства. Решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области Светлане Казаковой в 2007 году было присвоено звание мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Знаменита в Кировской области и бурачковая серия художницы Т. Дедовой, которая является знатоком вятской архитектуры. Это она создала известную серию берестяных изделий под названием «Вятская старина» с изображенными храмами и другими памятниками архитектуры Вятки. Кстати, художница изобразила даже некоторые храмы, которые в годы советской власти были разрушены. Неизменным успехом до сих пор пользуются овальные шкатулки с панорамой старой Вятки. В этом, собственно говоря, и заключается историческое наследие, культурная самобытность и народная мудрость вятского народа.


Текст сообщения*