Сайт города Кирова
Просмотров: 4915

Этот народный промысел возник на Вятской земле в конце XIX века. Тогда мастера стали впервые использовать для украшения аппликации из соломки. Так, в 1890 году Вятский мастер Иван Васильевич Садаков представил на выставочной экспозиции в городе Казани свои инкрустированные работы: игрушечную тележку и мебель – диван, стол и два стула.

Сегодня многие специалисты считают, что наиболее верный вариант названия этого народного промысла – не инкрустация соломкой, а аппликация из соломки, т.к. согласно этой технике соломка не врезается на поверхность изделия, а наклеивается на нее. Как правило, подготовленная соломка нарезается в виде небольших фигурок: ромбов, квадратов, треугольников, полосок или кругов. Соединенные в композицию, они создают эффект красиво переливающегося орнамента.

Изначально, примитивные соломенные рисунки использовались исключительно на детской мебели, затем их стали выполнять вятские игрушечники. Следует заметить, что с каждым разом орнамент все больше усложнялся и совершенствовался. Поскольку техника инкрустации соломкой не столь сложна и быстро выполнима, а используемые инструменты просты в применении, это ремесло стало быстро развиваться и совершенствоваться. Появились первые известные в этом искусном деле мастера.

инкрустация соломкой

В чем же заключается специфика техники инкрустации соломкой? Прежде чем начать непосредственно процесс инкрустации, соломка тонко очищается, отбеливается или подпаливается, от желтого до коричневого цвета. Когда соломка готова к работе, она нарезается на разнообразные геометрические фигурки. Затем начинается нанесение орнамента на темное тонированное дерево.

В начале 1960-х годов, Григорий Александрович Жданов, работавший тогда на Халтуринской фабрике культтоваров, начал выполнять инкрустацию шкатулок цветной соломкой. Так, уже в 1961 году работы халтуринских мастеров были признаны лучшими на выставке Музея этнографии в Ленинграде. Уже в 1962 году целая партия шкатулок с цветной инкрустацией была отправлена на продажу в западноевропейские страны, в частности, в Англию и во Францию.

В последующем, новый стиль и технология инкрустации соломкой, были разработаны мастером Георгием Алексеевичем Кырчановым. Впервые в своих работах вместо цветной он стал использовать натуральную, неокрашенную соломку. Оказалось, что орнаменты, выполненные из натуральной соломки дают более сильный эффект перламутрового свечения. Кроме того, мастер Кырчанов увеличил формы резаной соломки (круги, овалы, полукружия, скобки), которые позволили ему создать орнамент любого уровня сложности. Также Кырчанов пересмотрел технику крепления узоров из соломки на деревянную поверхность, он отказался от применения клея и стал использовать нитролак. Именно Георгия Алексеевича Кырчанова можно по праву считать основоположником технологии Вятской инкрустации соломкой. Тогда в Орлов к нему приезжали учиться мастера из города Кирова, работающие на фабрике художественных изделий «Идеал».

инкрустация соломкой ф-ка Идеал

Нолинское предприятие «Вятский сувенир» применяет технику инкрустации соломкой при изготовлении матрешек. В городе Кирове производством шкатулок с соломенной инкрустацией занимается предприятие ООО «Вятские промыслы». Главным художником этого предприятия является Елена Юрьевна Солоницына, которая разработала индивидуальный стиль инкрустации соломкой на небольших по размерам деревянных шкатулках, ларцах, сундучках, пеналах и коробочках. Эти изящные небольшие изделия имеют темный фон, геометрический с тонкой ювелирной работой красивый орнамент, который создает эффект металлической насечки.  


Текст сообщения*