Сайт города Кирова
Просмотров: 4391

Впервые соломку как промысловый материал начали использовать в Вятской губернии в XIX веке. Наиболее подходящей соломкой для плетения различных изделий была ржаная соломка, которая отличалась наличием ровного стебля с длинными междоузлиями и небольшим уменьшением толщины стебля по всей длине. Несмотря на то, что стенки ржаной соломки достаточно тонкие, изделия из соломки отличаются прочностью. Для того, чтобы ржаная соломка стала пластичной, ее предварительно размачивают. Когда соломка высыхает, она, как правило, прекрасно сохраняет приданную ей форму. Этот материал для плетения может иметь самые разные оттенки, от золотистой или серебристо-зеленой до густо-желтого и красного цветов. Кроме того, ржаная соломка очень хорошо поддается окрашиванию анилиновыми красителями, ее используют не только для плетения сувенирных и бытовых изделий, но и в процессе инкрустации.

Важную роль играют условия выращивания ржи, время ее сбора, а также условия хранения. От всех этих факторов напрямую зависит качество соломки для плетения и ее цвет. Так, например, если соломка красновато-фиолетового цвета, это означает, что рожь росла в тени. Если соломка перезимовала в стоге сена, то она приобретает коричневый цвет. Стебли ржи, которые были срезаны в период молочно-восковой спелости зерна обладают зеленоватым оттенком. Всего цветовая гамма ржаной соломки может приобретать свыше 90 различных оттенков.

плетение из соломки

Обычно заготовкой соломки для плетения занимались сами кустари в июле или августе, эту работу они выполняли вручную с помощью серпа. После того, как ржаные колосья были сжаты, их связывали в снопы и сушили 2-3 дня, а затем оббивали для удаления зерна. Так, собственно и получали соломку, а хранили ее в затененном неотапливаемом помещении. Затем кустари начинали подготавливать соломку к работе, срезали со стеблей все колоски и листья. Если соломку планировали использовать для изготовления плетешков, то удаляли все узлы, утолщения между коленами, а также сортировали по длине, толщине и цвету. Затем рассортированную соломку связывали в небольшие снопики 10-15 см толщиной.

Соломку, собранную после обмолота зерна, использовали крайне редко, поскольку пройдя процесс обработки, она становилась весьма хрупкой и почти непригодной для плетения. Зато у такой соломки был очень красивый золотистый цвет, в процессе работы с которым мастер мог всевозможно играть и экспериментировать. Для того, чтобы соломка приобрела равномерный золотистый цвет, ее раскладывали на солнце и держали продолжительное время. Если возникала такая необходимость, соломку отбеливали, окрашивали, прессовали и изготавливали плетешки, из которых затем изготавливали новое изделие.

Одними из первых в Вятской губернии изделия из соломки стали изготавливать мастера-кустари из поселка Уни, причем соломенные вещи плелись ими постоянно, не только для удовлетворения собственных нужд, но и на продажу. Именно в Уни приезжали в то время, чтобы приобрести образцы соломенных корзинок и шляп. В Слободском уезде местные умельцы также занимались плетением из соломки, но в отличие от унинских мастеров, преимущественно они изготавливали плетеную посуду и мебель.

плетение из соломки

Интересен тот факт, что плетением из соломки в сельской местности занимались многие крестьянские мальчики. Особенно прославился во всей Вятской губернии один из них — Иван Елькин из села Шестакова. Занимался он исключительно плетением соломенных шляп, а этому искусству Иван научился у волостного писаря Олькова. Вскоре, познакомившись с увлечением Ивана Елькина, и другие деревенские мальчишки захотели заняться плетением соломенных шляп. Так, постепенно сформировалась целая группа молодых умельцев. Сам Елькин изготавливал шляпы из обыкновенной белой соломы и продавал их по цене от 15 до 30 копеек, цена зависела от типа соломки. Дороже всегда оценивались шляпы, сплетенные из мелкой соломки, имеющая изящный вид, а шляпы из крупной соломы были грубее и, соответственно, стоили дешевле. Наибольшей популярностью соломенные шляпы пользовались у представителей крестьянского сословия.

Со временем, в 1899 году, Вятское земство, желая распространить как можно шире соломенный промысел на территории Вятской губернии, открыло при кустарном музее и складе специальную соломенную мастерскую. Здесь могли обучиться ремеслу плетения из соломы совершенно бесплатно все желающие, весь цикл обучения составлял один месяц. Вскоре в этой мастерской появились первые ученики, а изделия, которые здесь изготавливались, были представлены на самых различных выставках. Кроме того, в этой мастерской всегда можно было приобрести понравившиеся плетеные изделия. Так, появившаяся в Вятской губернии соломенная мастерская действительно способствовала распространению промысла плетения из соломки во многих уездах Вятской губернии. Постепенно плетеные изделия из соломки становились не только более качественными, значительно пополнился и их ассортимент. Теперь это были уже не только шляпы, посуда, но и конусовидные сумки, ридики, пестрые детские и женские шляпы.

В XX веке были разработаны технологии окраска соломки, так появились изделия из красной, розовой, фиолетовой , желтой, оранжевой, зеленой и серой соломки. Несмотря на казалось бы успешно развивающийся промысел, современность диктовала свои условия и со временем соломенные изделия вышли из моды. Более того, пагубно на развитии этого народного промысла сказалось внедрение фабричных технологий производства.

плетение из соломки

Известные сегодня многим жителям Кировской области плетеные из соломки шкатулки впервые стали изготавливать мастера из села Камешница, расположенном в Оричевском районе. Прославленной умелицей этих мест стала Валентина Григорьевна Бояринцева, которая освоила это ремесло благодаря своим родителям еще в детские годы. Согласно деревенской легенде, плести шкатулки жителей села Камешница научил пришедший с войны солдат, который, в свою очередь, научился этому занятию у своих фронтовых друзей. Селянам новое занятие явно пришлось по душе, и с тех пор они увлеченно стали заниматься плетением из соломки. Одни местные мастера-умельцы придумывают новые формы изделий, а другие — повторяют эти формы. Богатой фантазией всегда отличалась мастерица Тамара Ивановна Кротова, которая занималась изготовлением не только плетеных из соломки шкатулок, но и самых разных фигурок. Постепенно к этому промыслу подключились и жители других близлежащих деревень — Шиховы и Коноваловщина. Кстати, именно в селе Каменица была создана первая в Кировской области художественно-промысловая артель под названием «Самолет». Руководила этой артелью талантливая мастерица Москвитинова, которая во многом способствовала сохранению и передаче кропотливого мастерства плетения из соломки из поколения в поколение. Именно в художественно-промысловой артели «Самолет» появилось первое необычное и новое изделие из соломки — сундучок. Неоднократно камешницкие шкатулки участвовали в выставках республиканского значения.

В 60-е годы прошлого века были ликвидированы все промысловые кооперации, в частности, все артели. Так, мастерицы камешницкой артели стали работать в надомном цехе Кировской фабрики художественных изделий. С тех пор для плетеной соломенной шкатулки наступила новая жизнь, в частности, изменилась технология ее изготовления. Теперь каркас соломенных шкатулок стали делать в цехе деревообработки в городе Кирове, соломку отбеливали перекисью водорода с нашатырным спиртом, но не красили. Таким образом, доминировать стал естественный теплый золотистый оттенок. Сама шкатулка стала выглядеть намного роскошнее, и совсем не удивительно, что спрос на соломенные шкатулки значительно возрос.

В 90-е годы XX века мастера творческого объединения «Умелец» стали изготавливать плетеные дамские сумочки, шляпки, имеющие естественный золотистый цвет. Кроме того, выпускали здесь и декоративные панно, конфетницы, сухарницы, плетеные подставки под горячее, занавесы, сувенирные игрушки и, конечно же, шкатулки.

Сегодня в городе Кирове «соломенные традиции» продолжают мастера-умельцы «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка».




Текст сообщения*