Сайт города Кирова
Просмотров: 5816

Плетение является одним из наиболее древних русских ремесел. Веками, в процессе его развития, мастера-умельцы разработали большое количество различных приемов и вариантов плетения. Само ремесло плетения имело свойство легко подстраиваться под житейские нужды простого народа. Что только не плели в те времена мастера! Посуда, декоративные предметы интерьера, мебель, повозки, разнообразные рыбацкие и охотничьи приспособления — все это было изготовлено руками умелых мастеров. В качестве сырья они использовали самый разный природный материал: ивовый прут, бересту, дранку, рогоз, ротанг и, конечно же сосновый корень. Особенно плетение из соснового корня было распространено в северных регионах нашей страны, в частности, на Вятской земле. В традиционной народной среде это было чисто мужским ремеслом, так как оно требовало применения большой физической силы. Изделия из соснового корня всегда отличались красотой и прочностью, но для того, чтобы их изготовить, требовалось много труда, времени и терпения. Так, например, для того, чтобы сплести небольшую солонку, мастеру требовалось два дня, а на крупный короб у него уходило от трех до четырех месяцев. Все изделия хранились долгое время, благодаря смолистой природе самого материала.

Этот самобытный и весьма оригинальный вятский промысел получил известность в конце XIX века. Большее количество плетеных изделий производилось мастерами-умельцами, живущими в селе Бобино. В здешних местах было достаточно много материала для работы (сосновые и еловые корни), который заготавливали сами кустари. Кроме того, совсем неподалеку находился основной центр сбыта изделий из соснового корня – город Вятка.

плетение из соснового корня. Нагаев Николай Михпайлович

Красота и практичность этих изделий поражала многих. Так, в 1890 году в местной газете «Вятские губернские ведомости» был дан следующий комментарий: «Плетут разнообразные изделия, которые не могут не обратить на себя внимание по прочности, красоте и дешевизне…» Основными изделиями из соснового корня являлись сундуки, корзины для белья, дорожные корзины с отделкой из камыша (круглые, овальные, с разнообразными ремнями и замками), баулы, «чаруши» для выпечки хлеба, сухарницы, корзины для хранения бумаг, а также различные мелкие изделия. Наиболее качественные плетеные изделия отправлялись на продажу в Москву, Петербург, Одессу и Харьков. Самым известным и талантливым мастером того времени являлся Николай Тимофеевич Бабинцев, уроженец села Бобино. Экспонаты его работ были представлены на выставке и удостоены высших наград.

Промысел плетения из соснового корня не отличается повышенным уровнем сложности. Кроме того, для него не требуется крупных приспособлений и большое количество инструментов, что позволяет заниматься плетением из соснового корня в домашних условиях.

Заготовка соснового корня обычно происходит в весеннее время года, когда земля окончательно оттаяла и подсохла, можно также заготавливать материал и в летнее время года. Сосновые корни собирают с помощью крюка, у обрывов ручьев и рек, в песчаных карьерах и на вырубках, где поврежден верхний слой земли. Некоторые сосновые корни достигают 10-метровой длины. Прямо на месте добычи корня его чистят и укорачивают, а затем расслаивают и разрезают на несколько частей по толщине и ширине ленты, которые будут использоваться непосредственно в процессе работы. После этого сосновый корень сматывают в рулоны и вывешивают на сушку в любом сухом помещении, будь то комната или сарай. Если готовый сосновый корень не подвергается влажности, он может храниться целыми годами. Перед началом работы мастер обычно размачивает в воде 15-20 минут необходимое для плетения количество материала, которое благодаря этому становится более податливым в работе. Для выполнения самой работы требуется немного инструментов — острый нож и шило. Как правило, шило должно быть не острым, а овальным. Также мастер может использовать круглые плоскогубцы и сосуд с водой.

Хорошим и качественным материалом является длинный, тонкий, ровный и гибкий корень, полученный в процессе очистки. Готовые плетеные изделия вятских мастеров отличались особой прочностью, они всегда имели товарный вид, лишь только немного темнели со временем и приобретали мягкий охристо-коричневый оттенок. Долговечность материала обеспечивается за счет содержащейся в сосновом корне смолы, которая отталкивает воду, в результате чего готовые изделия не поддаются гниению. Поэтому до сих пор в сохранности находятся изделия из соснового корня со времен наших прадедов.

Каким образом вятские мастера-умельцы осуществляли плетение? Первоначальным шагом было создание «заплетки», или основания изделия. По спирали оплетался наиболее толстый корешок с захватом предыдущего ряда. Поскольку перед началом плетения сосновый корень размачивался, после каждого приема плетения изделие необходимо было сушить. Для продолжения работы всякий раз края необходимо было смачивать. В процессе плетения влажные сосновые корни становятся гибкими и упругими, а при высыхании они затвердевают и готовое изделие обретает отличную прочность. Раньше мастера из соснового корня изготавливали всевозможные предметы бытового назначения: корзины, хлебницы, шкатулки, конфетницы, короба, вазы, подносы и многое другое. Готовые изделия отличались строгостью форм и благородным натуральным цветом.

плетение из соснового корня

Некогда именно на Вятке промысел плетения из соснового корня занимал первые позиции в России. Со временем, как это случилось и со многими другими промыслами, плетение из соснового корня было позабыто. К счастью, окончательно это ремесло не исчезло. Уже в 70-е годы прошлого века мастера производственного объединения «Умелец» изготавливали из соснового корня разных размеров и формы блюда и солонки.

Большой вклад в развитие и сохранение этого народного промысла внес талантливый кировский мастер Евгений Иванович Початков, который перенял навыки плетения из соснового корня у своего отца. Секреты отцовской техники он разгадал, благодаря расплетению старой отцовской корзины. Если для его отца плетение из соснового корня было не больше чем увлечение, то для самого Евгения Ивановича оно стало настоящим профессиональным занятием. Работая в производственном объединении «Умелец», мастер постепенно овладел приемами работы с самыми разными материалами. Это способствовало тому, что постепенно он стал экспериментировать с сосновым корнем и создавать новые формы изделий, украшая их плетеными мережками и фестонами.

На сегодняшний день изделия Евгения Початкова выделяются своим оригинальным стилем из всего ряда плетеных изделий. Этот талантливый мастер изготавливает такие изделия, как подсвечники, канделябры, вазы, абажуры, самовары и другие изящные вещи. Нередко можно увидеть его работы, выполненные из крашеного корня, тем не менее, предпочтение мастер отдает корню естественного светлого тона. Произведения умельца Початкова удостаиваются высочайших оценок на самых престижных выставках, которые состоялись в Кирове, Ярославле и Москве. Неслучайно, по решению Художественно-экспертного совета в 2007 году Евгению Ивановичу Початкову было присвоено звание мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Кроме того, особо следует отметить и мастерство Подосиновских умельцев – Николая Михайловича Нагаева и Станислава Евгеньевича Шубина. Не раз их произведения получали высокую оценку профессионального сообщества во время выставок, которые проходили в Кировской, Архангельской и Вологодской областях, а также в республиках Коми и Чувашии. Этим двум мастерам-умельцам также был присвоен статус мастеров народных художественных промыслов Кировской области. Отрадно то, что в Подосиновском Доме ремесел осуществляется подготовка молодого поколения мастеров.  


Текст сообщения*