Сайт города Кирова
Просмотров: 7431

Искусство резьбы по дереву уходит своими корнями в далекое прошлое. Но даже и сегодня в некоторых деревнях сохранились старинные русские дома, украшенные резными декорациями. Сложная резьба по дереву также встречается и на старинной, дорогой вятской мебели, в церковных иконостасах и храмах.

Основными инструментами, которые использовали мастера резьбы по дереву, являлись топоры, пилы и плотницкие стамески. Конечно, современные пила или топор мало чем напоминают старинные инструменты. Со временем были созданы и целые станки, которые помогали мастеру создать в дереве узоры любого уровня сложности.

В настоящее время в некоторых русских деревнях находятся умельцы, которые продолжают традиции резьбы по дереву. Они изготавливают самые различные предметы быта, используя при этом геометрический вариант резьбы: пряничные и разделочные доски, прялки, различную домашнюю утварь и многие другие изделия.

Что представляет собой геометрическая резьба по дереву? Прежде всего, следует сказать, что это самый древний способ резьбы. Выполняя его, мастер создает различные многогранные выемки, образующие в совокупности на деревянной плоскости геометрические фигуры — треугольники, квадраты или окружности. Использовался этот вариант резьбы в основном для украшения деревенских изб, иконостасов, сундуков, мебели (столы, стулья, колыбели, коробки для рукомойников), посуды (чаши, ковши, подносы, солонки, ложки, деревянные жбаны), а также различных орудий труда (прялки, ткацкие станы, швейки, пряничные доски).

В начале XX века на вятских базарах продавалось много резных изделий, изготовленных местными мастерами-умельцами. Первоначально они работали индивидуально, на дому, и лишь позже стали появляться первые объединенные артели. Так, в 1947 году появилась первая артель «Победа», в которой работало 107 мастеров-надомников, многие из которых занимались художественной обработкой дерева. Умельцы этой артели производили такие изделия, как полотенечницы, шкафчики-аптечки, пеналы и шкатулки различных форм и размеров, все изделия были украшены резной резьбой и росписью. Позднее артель «Победа» стала выпускать резные шкатулки с элементами инкрустации, а еще спустя некоторое время к этим приемам присоединились выжигание и роспись по дереву. Усложнились и изображаемые на изделиях мотивы, от простых форм и композиций, мастера и художники перешли к созданию сложных пейзажей и известных архитектурных памятников Москвы и Санкт-Петербурга. В 1958 году Вятская артель «Победа» приняла участие во Всемирной выставке в Брюсселе, выполнив для нее большой заказ.

резьба по дереву медведи

Так, в ходе истории мастера осуществили переход от простейших форм к созданию роскошных и сложных композиций, изготавливали самые разные изделия домашнего обихода. Используя традиционные приемы декоративного орнамента, мастера выстраивают композицию изделия на круге, которая впоследствии дополнялась и совершенствовалась.

Сегодня в Кировской области известным производителем резных шкатулок является предприятие «Идеал Плюс», которое образовалось на базе фабрики «Идеал». Для изделий, производимых на этой фабрике, были характерны чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, который обрамляет рамка контурной резьбы. Для того, чтобы шкатулки выглядели более достойно и привлекательно, мастера фабрики «Идеал» использовали вкрапления из декоративной соломки и тисненой бересты.

резьба по дереву кухонный набор

Современное предприятие «Идеал Плюс» изготавливает художественные резные изделия из таких пород дерева, как липа, береза, можжевельник, ольха и капокорень. Основной продукцией этого предприятия на сегодняшний день являются сундучки, шкатулки, ларцы, предметы для кухни, декоративные панно, фоторамки, а также настольные игры. Большой опыт в создании геометрической резьбы имеет уржумский мастер Валерий Анатольевич Заболотский. Еще в детстве он увлеченно занимался такими народными промыслами, как резьба по дереву, плетение из лыка и лозы и посвятил своим любимым занятиям всю жизнь. Заслугой этого мастера является и то, что он старается передать исконно русские ремесла молодому поколению. Вот уже много лет Валерий Анатольевич проводит занятия в «Центре дополнительного образования» города Уржума. И его труд не стал напрасным, ведь многие выпускники Уржумского центра действительно связали свою жизнь с техникой геометрической резьбы по дереву.

резьба по дереву кухня

Сегодня традиции вятских мастеров резьбы по дереву продолжает кировское предприятие «Aristokratt», известное до недавнего времени под названием «Пальметта». Это предприятие по прежнему занимается проектированием и изготовлением иконостасов для различных храмов нашей страны. 

Художественная мастерская тихо располагается на Береговой улице напротив Трифонова монастыря. Управляет работой художественной мастерской Мастер с большой буквы Константин Коснырев – потомственный столяр-краснодеревщик – отец и дед его занимались столярным ремеслом. Окончив профессиональное училище, поработал столяром на фабрике «Киров мебель». И в конце 80-х годов принял приглашения знакомого вместе заняться ремеслом при церкви. Так в единственной на тот момент в Кирове Серафимовской церкви началась работа и карьера молодого мастера. Дедушкиными инструментами сначала занимался реставрационными работами, потом изготавливал различную церковную утварь.

Самая первая большая работа – иконостас Успенского монастыря, который требовал значительной реставрации. Не верилось, что такие творения создавались руками простых ремесленников, но столяры за дело принялись. Начали учиться тонкостям особой храмовой резьбы по дереву, сначала сделали киоты, и как собралась бригада началась работа над иконостасом. Итогами работы все остались довольны, и хотелось двигаться и учиться дальше.

Предприятие "Аристократ".

Предприятие "Aristokratt". г.Киров-48, а/я 1484, тел/факс (8332) 644-632, 526-388, e-mail: aristokratt@mail.ru.

Архиепископ Александр Костромской и Галичский, который годами ранее и привел молодого столяра в Трифонов монастырь, предложил восстановить иконостас Богоявленского собора в Костроме. И в течение многих лет команда мастеров трудилась на земле Вятской, но для Костромских храмов. В 90-х годах церкви начали открываться и заказы на иконостасы поступали со всей России. На сегодняшний день более 30-ти уникальных иконостасов для церквей и соборов России и зарубежья создано вятскими мастеровыми – и каждый иконостас – это неповторимое произведение искусства. Внутреннее убранство обязательно должно быть выдержано в определенной стилистике храма. Среди них Царские врата на Соловках, Иконостас для Храма в Свиблово.

Предприятие "Аристократ".

Предприятие «Aristokratt», г.Киров-48, а/я 1484, тел/факс (8332) 644-632, 526-388, e-mail: aristokratt@mail.ru.

Так же на счету множество других резных шедевров. Один из таких шедевров, находится в провинции Сельвонез во Франции, и благодаря этому шедевру мастер получил широкую известность и репутацию уникального мастера. По заказу из Франции создавалась на Вятке часовня без единого гвоздя. Рубили сосну в Кировской области весной в марте, работа была очень трудоемкая и кропотливая. Приехавшие на просмотр французы были в восторге – это была не просто часовня. А храм с колокольней на 600 человек высотой почти 15 метров. Так же умельцы плотники по бревнышку все разобрали и собрали уже во Франции.

Всего около десяти мастеров – столяры, резчики и позолотчики, сегодня трудятся у Коснырева. Среди них и бывшие плотники, столяры, электрики и просто самоучки. Мастера изготавливают не только церковную утварь и убранство, но и деревянную мебель под заказ – резные перила, столешницы и дубовые тумбы, и многое другое. Изготовить можно все что угодно.

Коснырев имеет и награды, самые значительные наградные грамоты с вручением медалей от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Предприятие "Аристократ".

Контакты Предприятие «Aristokratt»

  • г.Киров-48, а/я 1484, тел/факс (8332) 644-632, 526-388, e-mail: aristokratt@mail.ru.
  • Сайт: www.aristokratt.ru

И до сих пор в некоторых православных храмах Вятки сохранились старинные русские резные иконостасы, которые сегодня по праву считаются памятниками монументально-прикладного искусства. Храмы, воздвигнутые на Вятской земле в конце XVII века, обязательно имели высокий резной иконостас, выполненный мастерами в соответствии с древней русской традицией. Многие русские иконостасы в то время выполнялись в стиле московского барокко. В настоящее время увидеть воочию подлинный монументальный памятник древнерусского декоративно-прикладного искусства можно в Успенском кафедральном соборе города Кирова. Выполнен этот удивительно красивый позолоченный иконостас в пять ярусов, он отличается высоким мастерским исполнением и является редким образцом так называемой флемской резьбы. Характерной особенностью Успенского иконостаса является интенсивное нарастание узорных форм к центру и по направлению к верхним ярусам.

С приходом архитектурного классицизма в начале XIX века наметилась тенденция использования мотива триумфальной арки. С тех пор, большинство иконостасов в храмах Вятки стали изготавливаться с арочной дугой. В отличие от иконописцев или зодчих, работа мастеров резьбы по дереву всегда оставалась несколько в тени. Мастера, работавшие над созданием иконостаса, выполняли эту работу по своему собственному проекту с воплощением индивидуального видения будущего иконостаса.

После того, как на смену строгому классическому стилю приходит эклектический романтизм, постепенно видоизменяются интерьеры храмов на Вятской земле. С этого времени начинают сооружать более пышные и роскошные иконостасы, они становятся более легкими и ажурными. Неизменным оставалось лишь одно — добротно выполненная и качественная работа вятских мастеров. Внимательно присмотревшись к вятским иконостасам, нетрудно заметить, что работа, проделанная умельцами резьбы по дереву, была невероятно сложной. Об этом свидетельствуют замысловатые и причудливые резные формы, в которых воплотились народные представления, давшие начало мотивам дымковской игрушки и знаменитых кукарских кружев.

Был известен на Руси и еще один вид резьбы по дереву — прорезная или, как еще ее называли, пропильная резьба. Некоторые называют эту резьбу кружевной за ее внешнее сходство с кружевами. Все основные элементы изделий выпиливаются или прорезаются лобзиком или пилой. Создаваемые мастерами орнаменты, могли быть зубчатыми или ступенчатыми, они украшали наличники и фронтоны домов, а также двери, лестничные перила и карнизы крылечек. Традиционная русская деревенская изба была не только практична и уютна, но еще и необычайно красива и самобытна. Декор домов носил ярко выраженную символику, которая, как правило, выполняла функцию оберега. Ажурные резные наличники не только украшали бревенчатый крестьянский дом, но и закрывали ненужные щели и, таким образом, сохраняли тепло внутри жилого помещения.

Особенно прославились на Вятской земле некоторые мастера резьбы по дереву. Среди них Геннадий Яковлевич Лопатин, резьба которого украсила многие музеи города Кирова, в частности музей писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина, для которого мастер изготовил ворота, колодец и качели. А для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова его резьбой украшена знаменитая хохряковская беседка. Работы вятских мастеров резьбы по дереву были представлены и во многих других городах России — в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Калуге, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и других городах.

резьба по дереву. Зеркало.

резьба по дереву дом



Текст сообщения*