Сайт города Кирова
Просмотров: 3551

В разных регионах нашей страны искусство росписи по дереву различается, и Вятка не является исключением. Сегодня образцы старинной русской росписи можно увидеть на некоторых сохранившихся предметах домашнего обихода — на расписных деревянных сундуках, бураках, разделочных досках, на прялках и другой деревянной утвари. Если ни у кого из Ваших родственников и знакомых не сохранились подобные старинные вещи, то Вы сможете их увидеть на постоянной экспозиции . Роспись на Вятке всегда отличалась своеобразием и богатой символикой, в каждое новое изображение на деревянной поверхности художник вносил новый особенный смысл. Так, например, изображение дерева чаще всего передавало идею энергии, жизненного круга, радостных чувств. Круг в Вятской росписи, как и в большинстве культур мира, являлся символом солнечного света, а изображение нескольких кругов означало движение солнца по небесному своду. Как и архитекторы периода русского классицизма, художники изображали львов как олицетворение мужественности и храбрости. Нарисованные птицы, как правило, ассоциировались с вестями и посланниками.

Любопытным фактом является то, что в процессе росписи сундуков, большинство вятских художников использовали заячьи лапки. Неотъемлемыми инструментами росписи являлись чеканы, которые представляли собой деревянные палочки длиной около 20 см, различной толщины. На торцах были изображены цветы, крестики, звездочки и другие узоры.

роспись по дереву

Прежде чем приступить к росписи, мастера обрабатывали деревянную поверхность специальным клеем, при помощи кисти из луба или заячьей лапки. Такой клей они получали натуральным способом, из остатков овечьей кожи. Роспись проводилась по еще не не успевшей высохнуть поверхности. Поверх росписи вновь накладывался слой клея. Сама композиция рисунка намечалась мастером с помощью циркуля и линейки. Для того, чтобы создать определенный узор на сундуке, его крышку делили на два квадрата, в которых намечали диагонали и на их пересечениях рисовали, как правило, окружности. На некоторых старинных сундуках присутствовали наугольники, в центре рисовали ромбы, внутри которых находились круги или округлой формы узоры, закрашенные определенным цветом, применяемым в росписи. После того, как все нанесенные краски высыхали, крышку сундука и его стенки расписывали зеленой краской или голландской сажей под оковку, а затем желтым кроном или белилами печатали белилами своеобразные узоры.

Яркостью красок отличалась роспись вятских бураков. В основном мастера использовали красный, синий, желтый и зеленый цвета. В основном на бураках изображались растительные мотивы, такие как цветы, бутоны и листья. Цветы могли быть изображены в композициях. В основном для росписи использовались масляные краски, к которым добавляли специальные белильные разживки. В мире русской бурачной росписи вятские бураки выделяли в особую разновидность этих изделий.

Особенно домовая роспись пользовалась популярностью в северных регионах России, в частности, в Вологодской и Архангельской губерниях. Как же этот вид росписи оказался на Вятской земле? В прежние времена в состав этих губерний входили некоторые современные районы Кировской области, в частности, Лузский, Подосиновский и Мурашинский районы. Как правило, расписные изделия являлись важной составляющей интерьера крестьянского дома. Как никогда популярна бурачковая роспись была в конце XIX – начале XX веках.

В настоящее время богатую коллекцию образцов северной домовой росписи «Народная домовая роспись», которая собиралась в течение долгих лет, можно посмотреть в Кировском краеведческом музее. Чаще всего на своих изделиях мастера вятской росписи изображали коней, птиц и львов, а также растения с ветками, бутонами и цветами, в редких случаях рисовали людей. Расписными композициями украшались в основном деревянные перегородки, филенки, столбцы и двери крестьянского дома.

Посмотрев на расписные изделия, несложно понять, насколько мастерски владеют вятские умельцы кистью. Как правило, фоновую раскраску осуществлял один мастер, а мотив — другой, более профессиональный рисовальщик. В те времена, мастера занимались росписью не только в родной губернии, но и в соседних регионах.

Сегодня Кировское предприятие ООО «Идеал Плюс» продолжает традиции кистевой росписи по дереву. Конечно, технология росписи несколько изменилась, современные мастера расписывают поверхность разнообразных сундучков и коробочек мягкими беличьими и колонковыми кистями. Фон для рисунка производится с помощью флейца или широкой плоской щетинной кистью. Когда краска высыхает, расписное изделие лакируется нитроцеллюлозными лаками.


Текст сообщения*