Сайт города Кирова
Просмотров: 2547

Вятские мастера, которые прежде занимались изготовлением исключительно деревянной посуды и веретен, со временем стали заниматься и производством деревянных игрушек. Когда в крестьянский быт вошли самопрялки, умельцы токарного дела полностью переключились на создание игрушек.

Основным материалом для изготовления деревянных игрушек служила липа. Мастера из нее делали самые разнообразные фигуры: шары, яйца, матрешки, чашки. Другие породы дерева (осину, березу, клен, ольху и даже яблоню) использовали для создания деревянных пирамидок, кеглей, шахмат, крокета и настольных детских игр. Широко применялся и можжевельник, известный сегодня своими лечебными свойствами. Из можжевельника делали бусы, сувенирные самоварчики и кукольную посуду. Найденные прейскуранты Вятского кустарного склада свидетельствуют о том, что всего в токарном промысле было задействовано около 1000 семей.

Для того, чтобы заняться собственно изготовлением изделия, необходимо было сделать заготовки, которые, как правило, проводились до церковного праздника равноапостольных Петра и Павла, который отмечается в России 12 июля. С готовых заготовок снимали кору, распиливали на необходимые части, а затем сушили. Сам процесс производства деревянных изделий проходил в несколько этапов, причем на каждом этапе работал отдельный мастер. Когда болванки были готовы, к ее наружной обрезке приступал «болваночник», далее болванку долбил тесальщик, а затем токарь придавал изделию форму с помощью специального станка. Помимо деревянных игрушек, творениями токаря являлись такие изделия, как деревянные чашки и тарелки, ступицы для колес, подставки под бочки, веретена, прялки и многие другие изделия.

игрушки из дерева и бересты

Изготовлением токарных станков занимались сами мастера. Первые станки были незамысловатыми и очень простыми, они имели длинный шест, с помощью которого приводилось в движение рабочая часть станка. Основными инструментами в токарном деле являлись: топор, долото и стамеска. Значимый вклад в усовершенствование Вятского токарного станка внес простой крестьянин Егор Вачкин из села Шурмы, что находится в Уржумском районе. Пока он находился на службе в армии, он познакомился с более совершенной конструкцией токарного станка, и, вернувшись в свое родное село, смастерил подобный токарный станок. Так, благодаря наблюдательности Егора Вачкина на Вятской земле впервые появился хороший токарный станок.

Обычно Вятские токари всегда работали в паре, а иначе и быть не могло. Ведь один из них вращал маховое колесо и, тем самым, приводил в движение станок, а другой занимался в это время обтачиванием деревянных болванок. Так, с помощью токарного станка два мастера в недельный срок могли изготовить 100-150 чашек. Некоторые токари, помимо деревянной посуды и игрушек, производили также и курительные трубки.

В течение одного сезона мастер, вытачивающий различные изделия расходовал примерно около двух кубометров древесины. Чаще всего, работа производилась мастером в собственном доме, но иногда это происходило и в отдельном помещении, где стояла печь и имелись токарные станки. Для того, чтобы подсушить древесину, на расстоянии от пола до потолка сооружались нары. После того, как изделие было выточено мастером, его шкурили, а затем окрашивали и полировали. Чтобы изделие приобрело определенный цвет, в процессе окрашивания к политуре добавляли различные красители: ультрамарин, фуксин, крон канареечный или сажу. Само окрашивание происходило на специальном станке, при вращении которого краска ложилась тонким и ровным слоем. Затем изделие полировалось и, таким образом, приобретало изумительный блеск.

В настоящее время токарные станки значительно усовершенствованы, они представляют собой высокопроизводственную технику, которая совсем не напоминает первые примитивные токарные станки. С помощью современных токарных станков, резчики получают идеальную по форме заготовку, пригодную для художественной росписи. Так, собственно говоря, традиционно русские токарные изделия возродились в более совершенном качестве и видовом разнообразии.

В Вятке в 1928 году была организована артель под названием «Игрушка». Основными изделиями здесь были игрушки, а также деревянные вещи бытового предназначения, украшенные росписью и выжиганием. Изначально в артели «Игрушка» работало около ста человек. Позже эта артель расширила ассортимент выпускаемой продукции и стала называться «Победа».

Развитие Вятского токарного промысла во многом обязано профессиональному художнику Валерию Васильевичу Жигальцеву. Сначала он работал художником творческо-экспериментальной лаборатории фабрики художественных изделий «Идеал», а затем сотрудничал с Кировским производственным объединением «Умелец». Художник Жигальцев создавал не только образцы продукции для различных предприятий области, но и сам создавал различные токарные шедевры и даже целые композиции. Любимым материалом Жигальцева являлось дерево, которое он искусно комбинировал с берестой, выжиганием, тонировкой, а также росписью. Он был первым художником на Вятке, который занимался сюжетными композициями, объединяя их в декоративные рельефные панно. Особое внимание художник уделял стилистике русского лубка с присущим ей юмором и позитивностью. Изготовленные им игрушки передают самые различные сцены народной жизни, от народных гуляний до известных русских пословиц и поговорок.

На сегодняшний день основными предприятиями Кировской области, которые занимаются производством токарных изделий, являются: ЗАО «Сувенир» (г. Киров), ЗАО «Вятский сувенир» (Нолинск), где занимаются производством традиционной Вятской матрешки, а также наборов настольных игр. В городе Орлове многим известно предприятие ООО «Нарды», где вот уже много десятилетий выпускают знаменитые Орловские шахматы, шашки, лото, нарды и даже деревянные массажеры. Кировское ООО «СтругЪ» ориентировано на производство токарной посуды, детской мебели и игрушек. Предприятие особо акцентирует внимание на возрождении русских токарных традиций и всестороннем развитии детей.



Текст сообщения*