Сайт города Кирова
Просмотров: 7303

Немногие знают о том, что первая в мире матрешка появилась не в России, а в Японии, где она считалась символом счастья, продолжения жизни и долголетия. Японская матрешка называлась Фукурума. Этот факт о происхождении матрешки является давно позабытым и сегодня весь мир говорит о матрешке как об исконно русском сувенире.

Впервые матрешка была представлена как своеобразный символ России на Первой Всемирной выставке в Париже. Тогда это старинное «лего» пришлось по душе посетителям и экспертам выставки и было принято решение о присуждении русской матрешке бронзовой медали. Сегодня русская матрешка представлена во всем видовом многообразии, ее темой может стать семья, сказочные персонажи или целая пародия на русских или зарубежных политических деятелей.

На Вятской земле промысел изготовления расписной матрешки зародился сравнительно недавно, в начале XX века. Первое упоминание о вятской матрешке было отмечено в 1924 году. Лицо ее было изображено круглым, с маленькими глазками, маленькими губками без улыбки, с небольшим румянцем. На голове – платок, на котором изображено несколько цветочков, одета вятская красавица в однотонную рубашку и сарафан без рисунка. В правой руке она держит черного петуха.

Вятская матрешка

Интересно, что первые матрешки на Вятке значительно отличались от своих «современных родственниц», в прежние времена мастера их расписывали и выжигали. Самые первые вятские матрешки можно посмотреть в экспозиции Кировского областного краеведческого музея. Первая вятская матрешка была декорирована значительно скромнее, как правило, основными деталями росписи матрешки являлась красная юбка, синяя кофта и зеленая косынка. Поскольку первая вятская матрешка не отличалась изобилием образцов, в 30-е годы прошлого века интерес к ней значительно упал. Так, знаток народных промыслов Михаил Николаевич Шатров в своей работе «Кировские кустари» поместил лишь один рисунок вятской матрешки, не опубликовав при этом ни комментариев, ни описания.

Постепенно, в конце 30-х годов, стал пробуждаться интерес к матрешке. В деревнях Вахрино и Овчарное была создана первая артель кустарей под названием «Прогресс», где все производство было надомным, а труд ручным. В настоящее время это известное многим кировчанам предприятие ЗАО «Сувенир». Ассортимент выпускаемой этим предприятием продукции значительно расширился, сегодня здесь выпускают спортивный инвентарь, школьно-канцелярские принадлежности и деревянные игрушки-матрешки. Еще в 1938 году мастера артели стали заниматься изготовлением курительных трубок и расписных матрешек. Матрешки расписывали масляными красками, она имела характерный румянец на щеках, изображалась в цветном платочке и сарафане на лямочках, а также с букетом полевых цветов в руках. Стоит отметить и тот факт, что принцип матрешки со вкладыванием друг в друга предметов стали использовать и в других игрушках. Впервые за границей вятская матрешка была представлена на выставке в Брюсселе в 1958 году.

Спустя примерно десять лет, изменилась технология росписи матрешки. Вятские мастера впервые начали использовать для росписи не масляные краски, а анилиновые красители. Новые матрешки не могли не вызывать восхищения, благодаря своей ослепительной яркости и оригинальной декорации. В то время, матрешка все еще оставалась занимательной игрушкой, тем не менее, ее все чаще стали причислять к произведениям декоративно-прикладного искусства и самобытным сувенирам. Мастера, работающие над созданием вятской матрешки, по-настоящему болели душой за свое дело. Они прекрасно понимали возможность утраты традиций и уделяли пристальное внимание поиску новых решений синтеза современных технологических приемов со сложившейся народной традицией декорирования вятских матрешек. Так, в 1970 году был даже объявлен конкурс на создание лучших образцов матрешки с целью привлечения к этому промыслу новых умельцев и новаторов. В итоге, этот конкурс принес положительные результаты, специалистами были разработаны и рекомендованы к производству два основных образца четырнадцати- и пятнадцатипредметных матрешек с элементами инкрустации соломкой, которые положили начало новому направлению в развитии сувенира. Самая первая партия новых моделей вятской матрешки была отправлена в Канаду.

Вятская матрешка

Существенным достоинством кировского предприятия «Сувенир» всегда являлось то, что мастера-художники, работающие здесь постоянно стремились создать новые образцы сувенирной продукции, это и пасхальные яйца, и декоративные панно, и фигурки Деда Мороза, и, конечно же, расписные матрешки. И по сей день продукция этого предприятия поставляется в различные страны мира, но особой популярностью пользуется вятская матрешка.

С каждым годом технологии предприятия «Сувенир» совершенствуются, его художницы создают все новые модели вятской матрешки. Со временем появились матрешки с гуашевой росписью, матрешки, выполненные по авторскому проекту, матрешки-укладки и даже матрешки-неваляшки, которые так нравятся маленьким детям. Постепенно устраняется тенденция к штампам и тиражированию, на свет появляется все больше авторских изделий. Есть на предприятии «Сувенир» и своя художественная лаборатория, где разрабатываются новые модели матрешек. Для росписи мастерицы обычно используют такие краски, как поталь, акварель и акрил. Каждая матрешка посвящена определенной тематике, сюжеты заимствуются из народных сказок или бытовых сцен. Сегодня ассортимент матрешки составляет около 600 моделей. Известными мастерицами предприятия «Сувенир», которые занимаются непосредственно росписью матрешки являются Татьяна Викторовна Пермякова и Нина Геннадьевна Суворова.

Кроме того, известным центром по изготовлению вятской матрешки является ЗАО «Вятский сувенир», которое расположено в городе Нолинске Кировской области. Родилось это предприятие из артели «Слобода», где мастера занимались изготовлением игрушек и предметов из дерева, сделанных на токарном станке. Изначально здесь мастерили токарную матрешку, которую со временем стали декорировать росписью, а еще позже инкрустировали соломкой.

Поскольку вятская матрешка относится к разряду северных деревянных красавиц, для нее свойственна застенчивая и весьма сдержанная улыбка, мягкие и приятные черты лица. Для Нолинской красавицы характерны рыже-русые волосы, широко-открытые голубые глаза, яркие цветовые гаммы в декорировании передников с преобладанием красного цвета. Обращение мастериц-художниц к сказочной, литературной и исторической темам расширило творческий потенциал.

Над изготовлением вятской матрешки трудились и отдельные мастера. Сравнительно недавно в городе Кирове было открыто еще одно предприятие под названием «Кудринка», где работают талантливые мастера. Заслугой этого небольшого предприятия стало создание различных моделей акварельной авторской матрешки. При этом умельцы используют высокохудожественную акварельную роспись по дереву и придают изделиям эффект позолоты благодаря использованию потали. Нередко на передниках матрешек изображены сюжеты русских народных сказок, сюжеты разных времен года, народные ярмарки и гуляния. В оформлении платка матрешки мастерицы нередко применяют цветочный орнамент с использованием перламутра. Придя в Художественную мастерскую «Кудринка», все желающие могут заказать сюжет поверхности матрешки и ее комплектацию согласно индивидуальным предпочтениям. Как показывает практика, наиболее популярным заказом является матрешка, состоящая из семи предметов. Есть в мастерской «Кудринка» и специальные развивающие матрешки для детей, с помощью сюжетов которых родители смогут рассказать целую сказку.

Так или иначе, за последние сто лет вятская матрешка существенно преобразилась, из деревенской барышни в юбке, блузке и платочке в загадочную, инкрустированную с позолотой деревянную скульптуру. Во многом такому преображению вятской матрешки способствовал переход с масляных красок на анилиновые красители. Тем не менее, уникальность вятской матрешки состоит в том, что она не утратила самобытные народные черты. Так, например, Нолинская матрешка сохранила характерные черты женщины русского севера, а именно, русый цвет волос, голубые глаза, насыщенный узор передника и яркий цвет платочка.

Взглянув на вятскую матрешку, непроизвольно возникает вопрос как из обычного деревянного полена рождается такая русская красавица? На самом деле, работа по созданию матрешки совсем не простая, кропотливая и проходит несколько важных этапов. Над созданием одной матрешки трудятся несколько умельцев. Так, например, сначала токарь занимается вытачиванием верхней и нижней частей матрешки, причем сделать это он должен очень аккуратно, подогнав одну часть под другую. После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик, который сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника. Далее происходит грунтовка матрешки клейстером и только затем матрешка попадает в руки мастеров по художественной росписи, которые по частям расписывают передник матрешки, ее платок, лицо, волосы и другие детали. Но прежде чем приступить непосредственно к росписи матрешки, мастер-художник прорисовывает все детали карандашом. После того, как матрешку раскрашивают, ее отправляют на лакировку, благодаря которой не только подчеркивается ее яркость, но и сама роспись становится более отчетливой. Наиболее часто используемыми мотивами на передниках вятских матрешек являются цветочные или ягодные композиции, животные герои сказок, природа и даже православные русские храмы. Процесс создания одной матрешки, состоящей из 50 предметов, может занять у команды мастеров около полугода.

Внимательно рассматривая разные модели вятских матрешек, невозможно не проникнуться глубоким уважением к труду мастеров. Каждая матрешка – это произведение искусства, она уникальна, самобытна, загадочна и невероятно привлекательна! Матрешка продолжает вдохновлять русского человека на создание народных частушек, песен, стихотворений и различных образов. Нашел образ вятской матрешки свое отражение в искусстве танца и национального русского костюма. И как же тут не восхищаться этой по-истине настоящей русской красавицей!



Мне нравится0
miseevdmicomment
Комната в стиле эпохи пост советских гостиниц. Прямо возле кремля. Паркет на полу, деревянные видавшие виды двери дают суперское чувство что вы опять в при Брежневе. Бронировал гостиницу Матрешка в Москве, поселился практически мгновенно без ожидания. Из плюсов только расположение. Патеки на стенах,сломаный держатель душа и порваные ковры на полу. Ньюансы во всем дадут вам это испытать.
Мне нравится0
Lessy
При чем здесь гостиница? Речь об игрушке!
Текст сообщения*