Итак, в первой половине XIX века дымковская глиняная игрушка была главным товаром на свистунье и ходко раскупалась на других ярмарках и базарах, порой далеко за пределами Вятской губернии.
Но вскоре у вятской глины появился очень опасный конкурент — вятский гипс.
На свистопляске «в недавнее время стали появляться гипсовые лепные и литые статуэтки .. .» (1858).
«Впрочем глиняные изделия совершенно вытесняются алебастровыми .. .» (гипсовыми на свистопляске 1869 года.—В.Д).
А что такое вятский гипс?
Это главным образом, — мещанская, часто скопированная с за-граничных, западных, мещанских же образцов, космополитическая скульптура. «Для образца обыкновенно приобретаются фарфоровые фигуры заграничных фабрик» (1890).
Забежав вперед, отметим, что когда в 1933 году стали восстанавливать производство гипсовых статуэток и пытались отобрать что-то наиболее приемлемое из множества старых форм, то смогли, при всем старании, выбрать только вот что:
«Темно-зеленая Венера кажется облитой лунным светом, розовая грация купается в лучах утренней зари, гипсовый мальчик с фото, мальчик с рогом изобилия, девочка с башмаком, девочка с книгой ... цыганка, баядерка, Ревекка ...»
Кроме этих статуэток в стиле «жестокого романса», были еще статуэтки, заказанные вятским земством.
Мастера гипса охотно брали заказы на любые темы. Так появилась серия бюстов русских писателей и серия «Типы народов Российской империи». Все было сделано с убогим фотографическим сходством, порой скопировано с фарфора. И во всем этом не было ничего от искусства.
Оригинальные изделия самих мастеров встречались очень редко. «Самостоятельная лепка фигур почти не существует» (1890).
При всем этом у гипса было одно огромное преимущество перед глиной.
Глиняная игрушка лепится на глаз, без образца. И раскрашивается тоже на глаз и тоже без образца. Каждый экземпляр приходится изготовлять заново и словно впервые, творчески, как бы глубоко традиционен он ни был.
А при изготовлении гипсовых статуэток можно в одной форме последовательно отлить и тысячу и более экземпляров, чисто механически воспроизводя их, И раскраска по образцу порой, при известной сноровке, уже не требовала творческого отношения.
В результате это
го копеечные доходы мастериц глиняной игрушки не смогли идти ни в какое сравнение с доходами мастеров по гипсу. «Средним числом семейство, работающее алебастровые изделия . . . получает в год чистого дохода при четырех работающих около 300 р. . . . что касается до глиняных изделий, то заработок семейства, при равных у
Еще продавалось «громадное» (по словам очевидца) количество глиняных свистушек, причем особой популярностью пользовались так называемые нарядные свистуны, но в целом к концу XIX века производство глиняных игрушек явно шло к упадку.словиях, будет в год только от 40—50 р.» (1871).