Сайт города Кирова

Новости Кирова

Как они делаются

О технологии производства дымковских глиняных расписных писали многие авторы, и почти у всех было одно исходное пособие — книги Деньшина. К основному источнику — самим дымковским мастерицам — они не обращались.

В основу данного описания положены устные сообщения самих мастериц и наблюдения над работой некоторых из них.

Прежде всего, надо отметить, что производством глиняных игрушек действительно занимались только женщины и — под их руководством — дети. Ни одна из живущих ныне мастериц не припомнит, чтобы лепку или окраску вел мужчина.

Поэтому позднее указание Деньшина (противоречащее его же собственным ранним указаниям), что А. А, Мезрина училась лепке у своего отца, представляется ошибочным.

И когда в той же рукописи 1946 года Деньшин называет фамилии мужчин, работавших в глине, думается, что и тут он был введен в заблуждение. В гипсе они работали, а не в глине.

Вернемся к технологии изготовления игрушек.

Глину заготовляли осенью, а не весной, как до сих пор утверждалось. Мезрина говорила: «Черт за ней весной в лугах ходит — возьми-ка ее в затопленных лугах-то»,

Весной брали, только если не хватало запаса.

Для хранения глины у Мезриных устраивалась дощатая загородка около крыльца. Это место называли глинник. А яму на лугах, откуда брали глину, на зиму иногда закрывали досками и сверху заваливали сеном, чтоб можно было копать и зимой, если понадобится.

Чистый речной песок хранили в подполье. Он добавлялся, чтоб глина не трескалась при обжиге.

Раньше, когда изготовляли очень крупные партии игрушек, глину месили ногами, а после — вручную. Зимой перед этим глину обдавали кипятком.

Для лепки и окраски у Мезриных были такие приспособления (по сообщению О. И. Коноваловой):

сосновая или еловая доска размером примерно, в сантиметрах 50X25X2. Доска эта клалась на колени или на стол;

деревянная лопатка, которая применялась для обработки ступки (широкой юбки);

«протыкалка» — делать отверстия в свистульках;

тряпка холщовая или ситцевая. Без мокрой тряпки вообще не лепка;

набор кистей, в их числе:

кисти из холста для побелки. У холщовой ленты наполовину выдергивали уток, оставляя основу; завивали на палочку и перевязывали — вот и кисть;

кисти для росписи (тоже из холста, разных размеров);

«глазничка» — палочка (прутик из веника) для изображения глаз;

«пятнушечка» — палочка из луба с расщепленным концом, чтобы наносить краску мелкими пятнышками.


Как они делаются


Лепить начинали с основной массивной части — туловища у животных. А. А. Мезрина начинала лепить барыню со ступки — с широкой юбки, для чего раскатывала из глины блин и свертывала его в конус.

К основной части прилепляются с помощью воды (примазываются) остальные, более мелкие детали.

Вылепленная, еще сырая, игрушка полируется (примазывается) мокрым пальцем.

Затем игрушки сушат. Мастерица 3. Ф. Безденежных сушит на полатях. Дня за два просыхают мелкие. Неделю или даже две сохнут крупные, больших размеров.

Для обжига Безденежных кладет в печь восемь не тонких березовых поленьев. Три — первый ряд, на под печи, на них — поперек — еще три, сверху — два. На поленья ставит игрушки: от двух (если очень крупные) и до пятидесяти (если мелкие). Е. И. Косс-Деньшина клала игрушки для обжига и между дров, а мелочь обжигала на противнях.

Раньше бывало, что одновременно с обжигом в той же печи варили пищу.    

Безденежных достает игрушки сразу, как только дрова сгорят, на углях не оставляет: боится, что «глину перекорежит».

По мнению Косс-Деньшиной, все зКак они делаютсяависит от сорта глины и игрушку, вылепленную из глины определенного сорта, можно доставать хоть на следующий день — не треснет.

Вынутые из печи игрушки обтирают от золы.

Если (что хоть редко, но бывало) игрушку вынут с трещинами, тогда ее шпаклюют. Безденежных рассказывала:

«Изварим бумаги, натолчем ее, добавим клейстера, клею столярного, замесим на мелу. Такая шпаклевка крепче глины. Где-нибудь в другом месте игрушка еще может поломаться, а по шпаклевке никогда».

Шпаклевка сохнет часа два-три.

Мел для побелки предпочитали комовой. «Комовой лучше садится». Его скребли ножом, или терли в краскотерке (как вспоминает Безденежных), или же заворачивали в тряпку и разбивали молотком (как вспоминает Коновалова).

Мел разводили на снятом молоке. «На кислом молоке никто и никогда не разводил» (Косс-Деньшина), вопреки тому, что не раз писалось.

Как они делаются

Как белят?

Безденежных никогда не обмакивает игрушку в разведенный мел: «Если жидко разведешь — сбежит, если густо — налипнет комьями».

Косс-Деньшина мелкую гладкую игрушку (без оборок и т. п.) окунает, а потом проходит кистью, а крупную сразу белит кистью. Белит обязательно дважды.

Безденежных белит и испод: «Я белю и ступку изнутри. И мама (Е. И. Кошкина) тоже белила изнутри».

Косс-Деньшина никогда испод не белит: «Деньшин не велел белить, чтобы было видно материал — глину».

«Побелим, — говорит Безденежных, — и на шесток! Через пол-часа высыхает. Игрушку, сделанную в запас, берегли до сбыта не-крашенную: уже побеленную обертывали в бумагу, так и хранили. В запас никогда не красили: краска при хранении меняется. Хранили до тысячи штук и больше.

Красить брали сразу штук по пятьдесят мелкой, штук по десять крупной. Глазки у всех выведешь, потом дальше красишь».

Краски (по сообщению Коноваловой) закупали порошком на рынке или в магазине, растирали на чугунной плите стеклянным «курантом». С плиты собирали «шпакликом» (шпателем) — деревянным ножиком.

При растирании прибКак они делаютсяавляли немного воды. Для фуксина Косс-Деньшина и Безденежных применяли спирт. Перед употреблением краску смешивают с сырым яйцом.

Фуксин и сажу разводили обязательно на желтке. «От белка фуксин свернется», — говорит Безденежных. Все остальные краски — на цельном яйце.

«Конечно, желток любит каждая краска: он блеск дает! —сообщает та же Безденежных. — Ну а белок тогда куда девать? Бывало из одних белков ребятам яичницу делали».

«Но, в то же время, на одном желтке некоторые краски ложатся куском (неровно), не дают гладкости, и их надо разводить на цель-ном яйце» (Косс-Деньшина).

Краску, уже разведенную на яйце, но недоиспользованную, хранили на снегу. «Терпит на снегу дня четыре-пять».

Канонического набора цветов у мастериц не было. Можно было употреблять и шесть красок, и десять, и больше. Сильнее других любили фуксин: «фуксин яркость дает игрушкам».

Только двух цветов никогда не употребляли мастерицы: лилового и фиолетового. Характерно, что этих цветов не знает и вятская народная песня, частушка:

У подруги платье сшито Из сирени голубой.

Я сошью из алой розочки,

Пойду на перебой!

Цвет наносится или сплошь (окраска кофты, пальто, подставки и т. п.), или комбинацией пятен (круглых и овальных) и линий. Наносится всегда ровно, без полутонов, без оттенков.

Яркий декоративный геометрический орнамент, очевидно, впитал в себя в переработанном виде элементы нарядных крестьянских тканей, вышивок, набойки.


Как они делаются

Это описана старая, традиционная технология. В чем она изменилась сейчас?

Сейчас у себя на дому делают игрушку всего пять пожилых мастериц (три в Дымкове, две в г. Кирове). Остальные пожилые мастерицы, а также все молодые работают в общих мастерских — в новом Кировском Доме художника.

Естественно, что они уже не ходят сами ни за глиной, ни за песком.

Лепка производится так же, как и раньше. Но обжигаются игрушки уже не в домашней русской печке, а в электрической муфельной печи, дающей накал до девятисот градусов.

Красят теперь (с 1953 года) темперой. Красят уже не самодельными, а фабричными волосяными кистями (рот, глаза, румяна — палочками, как и прежде).

Все остальное — традиционно.






Просмотров: 1348