Мы уже говорили, что главным в жизни Алексея Ивановича Деньшина (1893—1948) стали дымковские глиняные расписные, хотя сам он считал себя в первую очередь художником-пейзажистом.
С 1941 года и до своей смерти Деньшин повседневно помогал коллективу дымковских мастериц, очень многое сделал и для всего искусства в целом и для каждой мастерицы в отдельности. «Алексей Иванович был нам как отец родной», — говорила О. И. Коновалова.
Но Алексей Иванович и сам не раз показывал себя мастером дымковской игрушки.
Еще в 1923 году, как вспоминала Косс-Деньшина, в Ленинграде, он сам слепил, обжег и окрасил — словом, изготовил целую коллекцию дымковских глиняных расписных для Государственного Русского музея.
При оформлении зала Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке он был не только художественным руководителем, но и активно творчески работал сам.
На Всесоюзную выставку народного прикладного и декоративного искусства (1946) он представил свою оригинальную работу — небольшой сундучок, расписанный русским северным узором, а в сундучке двадцать миниатюрных дымковских игрушек.
Крупным мастером сделалась и его жена, Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина, придя своим, особым путем к этому искусству. Родилась она в 1901 году. Дочь петербургского столяра-краснодеревца, окончив гимназию, увлекалась театром.
С дымковской игрушкой она впервые близко встретилась, когда работала в вятском губкустпроме, а потом, помогая Деньшину.
А. И. Деньшин и на свою свадьбу с Е. И. Косс приехал в Ленинград, держа в руках две большие корзины мезринских игрушек — коллекции для Русского музея. Да и свадьбу-то сыграли на гонорар от рисунков Деньшина к книге Бакушинского о вятской игрушке.
Уже упомянутая нами книга Бакушинского (1929) вышла в двух вариантах. В одном, общеизвестном, рисунки дымковских игрушек исполнены литографской печатью, а в другом, почти неизвестном, расписаны вручную, как в первых книжках Деньшина. Расписывала эти рисунки и Косс-Деньшина.
Позже, когда к лепке игрушек возвратилась после долгого перерыва интереснейшая мастерица Елизавета Ивановна Пенкина, она не долго красила игрушки сама: у нее ослабло зрение. И все последние годы их окрашивала Екатерина Иосифовна.
Таким образом, игрушки Пенкиной тоже частично не только ее игрушки.
В 1940 году вместе с Деньшиным Екатерина Иосифовна обновляет декоративное оформление павильона Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
А примерно с 1942 года Косс-Деньшина уже не только красит, но и лепит, взяв несколько уроков у Пенкиной.
В 1943 году она также была награждена первой премией на Все-союзном конкурсе игрушек. В 1944 году — принята в члены Союза художников. После смерти Деньшина она была художественным руководителем молодых мастериц.
Очень большую работу проделала она, подготовив эскизы пятидесяти трех костюмов для танцевальной сюиты «Дымковская игрушка», с которой успешно выступал на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве коллектив художественной само-деятельности рабочих города Кирова.
С не менее интересной работой она выступила на Международной выставке в Остенде (Бельгия). Потом, кстати сказать, советский раздел этой выставки был показан и в Будапеште и в Москве. Это были снова барельефы по мотивам дымкозской игрушки (как на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке), очень талантливо сделанные.
Для Е. И. Косс-Деньшиной, как она говорит, руководящий пример — игрушки А. А.Мезриной. И в то же время это художник очень ищущий и очень своеобразный.